Делаем снегоход из мопеда
А нельзя ли сделать несложный зимний мопед, который мог бы стать не только развлечением, но и помощником тем, кто живет в деревнях и поселках. Такой мопед можно было бы использовать и при уборке снега, пишет Слава Полковой из Псковской области, ведь после снегопада часами разгребаешь завалы возле дома.Действительно, почему бы и нет? Ведь хорошее подспорье две лошадиные силы, заключенные в цилиндре мопедного двигателя. Если сделать мототягач с таким мотором, то он вам поможет не только убрать с дорожек снег простейшим плугом, но и вывезти его на санях в отведенное для того место.Итак, зимний мопед. Вам понадобятся следующие покупные узлы и агрегаты: двигатель типа В-50 (или Ш-58 Ш-62) с необходимым оборудованием: карбюратором, воздухофильтром, катушкой зажигания, передняя вилка от Верховины, Риги или Карпат, задняя маятниковая вилка от любого мопеда, амортизатор от мотоцикла Минск или Восход, а также пластиковая канистра емкостью около двух литров и топливный краник с отстойником. Кроме того руль с рукояткой управления дроссельной заслонкой карбюратора и рычагами управления сцеплением и тормозом. Ну и. конечно, пара колес например, от мини-мокика рижского производства или мотороллера. Для рамы подберите стальные (желательно бесшовные) трубы различных диаметров. Понятно, запаситесь и сварочным аппаратом.Посмотрите на рисунок. Как видите, зимний мопед не слишком отличается от обычногоразве что впереди вместо колеса установлена лыжа (которую, впрочем, с приходом лета легко заменить колесом). И еще. Заднее колесо, оснащенное цепями противоскольжения, закреплено в маятниковой вилке не с двумя боковыми, как на серийных мопедах, а с центральным амортизатором от мотоцикла.Если вы не собираетесь полностью копировать наш мопед, могу порекомендовать вполне универсальный способ проектирования и изготовления двухколесных машин.Для начала из толстого картона вырежьте силуэты всех имеющихся покупных узлов и агрегатов двигателя с четко обозначенными монтажными узлами, передней вилки, топливного бака, выхлопной трубы и глушителя, задней маятниковой вилки, амортизатора, заднего колеса. Теперь разложите силуэты на большом листе бумаги или фанеры и подыщите для них то единственно возможное положение, которое подскажут ваши конструкторское чутье, дизайнерский вкус и здравый смысл. Не забудьте, что водитель также входит в качестве (Составного элемента в систему человек транспортное средство. То есть имеет смысл из плотного картона вырезать и шарнирную модель-силуэт в соответствии с вашими антропометрическими размерами она поможет избежать ошибок при компоновке машины.Итак, силуэты заняли на листе-плазе свое место. Зафиксируйте их на нем (скажем, парой небольших гвоздиков) и обведите цветным карандашом. Теперь можно прорисовывать раму, которая объединит все агрегаты е целое. Ее основу составят две трубы хребтовая (продольная) и вертикальная. На первой монтируется рулевая колонка, верхний монтажный узел двигателя и подседельный короб. На второй задний монтажный узел двигателя и ось маятниковой вилки. Создать раму оптимальной конфигурации, объединяющую все эти элементы, значит, сделать ее максимально простой, с минимальными размерами и соответственно массой. Но при этом максимально прочной и жесткой.Определив методом подбора конфигурацию и расположение элементов рамы, изобразите ее на чертеже-плазе (возьмите карандаш другого цвета). Далее следует прорисовать монтажные узлы под установку двигателя, кронштейны для фиксации амортизатора, положение подушки седла и плаз-чертеж мопеда в натуральную величину в основном готов.Перейдем ко второму этапу изготовлению рамы мопеда, а затем к сборке машины. Сначала непосредственно по чертежу подгоняются трубы хребтовая и вертикальная. Затем они прихватываются Друг с другом несколькими сварочными точками. Также подгоните и усиливающие косынки, монтажные узлы крепления двигателя, рулевую колонку, узел крепления маятниковой вилки. Тщательно проверив соответствие рамы чертежу-плазу, а также ее симметричность относительно продольной плоскости, все стыки последовательно заварите с поэтапным контролем верности рамы чертежу. Это позволит затем избежать перекосов всей конструкции.У сваренной рамы зачищаются напильником швы, трубы зашкуриваются, после чего металл грунтуется и окрашивается в два-три слоя алкидной автоэмалью воздушной сушки.Передняя управляемая лыжа зимнего мопеда деревянная. Безусловно, наилучшая получится из обломка горной, однако можно склеить ее и из нескольких слоев фанеры, а затем окантовать подошву тонким стальным листом.Цепь противоскольжения собирается из звеньев подходящей по размерам стальной цепочки. Можно, конечно, просто обмотать колесо такой цепью, однако более надежный вариант составной бандаж по типу автомобильной цепи из отдельных элементов.Обратите внимание, у зимнего мопеда нет подножек. Дело в том, что водителю приходится при езде для сохранения равновесия помогать себе ногами, поэтому лучше всего надеть на них миниатюрные пластиковые лыжи или, в крайнем случае, сделать лыжонки из обрезков детских лыж. Длина их не более 400 мм. Отмечу, что тормоз у мопеда только на заднее колесо с ручным приводом.Для работы в паре с мопедом сделайте два прицепных устройства снежный плуг и грузовые сани. Первый для расчистки дорожек. Он представляет собой соединенные в виде буквы А две доски сечением 30X300 мм и длиной около метра, с перемычкой приблизительно в середине этой буквы А. Разумеется, таким плугом можно убирать лишь свежевыпав-ший снег. Грузовые сани это обычный фанерный ящик, установленный через бруски-проставки на двух детских лыжах.Разумеется, все работы по уборке и транспортировке снега производите на первой передаче. Если двигатель начнет чихать, придется установить на заднее колесо звездочку увеличенного диаметра. Вот и все.
Да, при переходе к летнему варианту мопеда на него устанавливаются стандартные подножки и, желательно, ножной тормоз.
Цифрами на рисунке показаны:1 задняя маятниковая аилка, 2 подушка сиденья, 3 топливный бак (из подходящей по объему и габаритам пластиковой канистры), 4 усиливающая косынка (стальной лист толщиной 2,5 мм), 5 основание сиденья (короб из листового дюралюминия), 6 хребтовая труба рамы (стальная труба диаметром 36 2,5 мм), 7 руль (от моника Карпаты), 8 уси-пивающая косынка (стальной лист толщиной 2,5 мм), 9 передняя випка (от мопедов типа Рига, Карпаты или Верховина), 10 резиновая оттяжка-амортизатор, 11 кронштейн (трубы диаметром 22X2 мм, опоры стапь толщиной 2,5 мм, косынка сталь толщиной 3,5 мм). 12 пыжа (склеивается из фанерных заготовок, подошва стальной лист толщиной 0,8 мм), 13 двигатель (типа В-50 или Ш 58 Ш-62), 14 вертикальная труба рамы (стальная труба диаметром 36X2,5 мм), 15 задний монтажный кронштейн двигателя (стальной лист толщиной 2,5 мм), 16 амортизатор (от мотоциклов типа Минск или Восход), 17 цепь противоскольжения, 18 заднее колесо.
3. СЛАВЕЦ, инженер